Что такое йога Айенгара?

Йога Айенгара – стихийно сложившиеся название направления йоги, которому обучают в Институте Йоги Имени Рамамани Айенгар (RIMYI). Этот институт создал гуруджи Б.К.С. Айенгар, ученик величайшего йогина позапрошлого и прошлога века, Шри Т.Кришнамачарья. Сам гуруджи относил практикуемую им йогу к Крийя-йоге (Йога Действия) или Хатха-йоге (в основе которой лежит труд Сватварамы «Хатха-йога Прадипика»). Определенно это направление можно также отнести к Аштанге-йоге, имея в виду восемь составляющих, изложенных в «Йога-сутрах» Патанджали, являющихся теоретической основой Айенгар-йоги. Иногда можно встретить и такие эпитеты относительно данного стиля, как «Интеллектуальная» йога, имеющий в виду разъяснения гуруджи о том, что концентрация на определенных участках тела и действиях с ним при выполнении асан, должна приводить к его осознанию и самоосознанию; или «Мебельная» йога – намек на разнообразные приспособления в виде лавок, деревянных блоков и прочих хитроумных конструкций, которые позволяют полноценно заниматься  тугоподвижным людям и проводить успешные занятия по йоготерапии при наличии серьезных проблем со здоровьем. Хотя гуруджи часто повторял, что разделение Йоги по каким-то направлением условно, Йога одна и содержит в себе Все.

Инструкторы о йоге Айенгара

Сергей Кузнецов

«Это – там»

Эпиграф к роману А.Грина «Блистающий мир»

 

Интерес к йоге у меня появился в средних классах школы, с появлением первых публикаций на эту тему в журнале «Знание – сила». Ради любопытства стал пробовать выполнять некоторые позы. Тогда еще не знал что практика йоги может поправить здоровье, хотя к этому времени уже случился компрессионный перелом в грудном отделе позвоночника.

Позже появились первые самиздатовские переводы книг по йоге Йессудиана  и Шивананды (в переводе одной из них даже сам принимал участие). А также первые эксцентрические группы йогов, в одной из них, в Куйбышеве, даже удалось позаниматься. Там же, в Студеном Овраге (место проведения занятия), впервые увидел книгу Айенгара на английском «Прояснение Йоги». То что в этой книге на фото демонстрировал гуруджи, казалось из области фантастики и уж точно не для меня. Тем не менее, я  получил представление о том что такое – настоящая йога,  ну и кроме того,  в ней были терапевтические программы – как раз для моего «букета нездоровья». Так что я в конце-концов раздобыл микрофильм этой книги (спасибо библиотеке им. Ленина) и приступил, как я тогда считал, к серьезной практике. Через некоторое время, вдруг обнаружил, что состояние здоровья улучшается и не только у меня, а также у тех, кто зная о предмете моего интереса, просили научить йоге. Постепенно сформировалась группа с которой я начал проводить регулярные занятия.

И тут наступило время «потрясений». СССР посетил Б.К.С. Айенгар, проведя первый в нашей стране йога семинар. Первым «потрясением» была возможность увидеть воочию человека-легенду из совершенно другого, казалось, недостижимого мира, реального йога. Вторым «потрясением» было  то, что Йога Айенгара, в его изложении, оказалась совершенной отличной от того, что я наработал, занимаясь по его книгам. Масса деталей, которые не могут поместиться ни в одну книгу, способы подготовки к сложным позам, делающие возможность подхода к их практике, но главное, я услышал ритм и мелодию йоги. Отдельные позы и пранаямы вдруг увиделись как составная часть некого глобального целого. А самое главное, я впервые услышал о том, что неправильная практика йоги может принести вред. К тому времени у меня сложилось мнение, что нужно лишь начать практику асан и оздоровительный результат придет сам по себе. Тем более, что те проблемы тела, которые делали меня ущербным, к тому времени уже исчезли: последствия перелома позвоночника, паховая грыжа, фронтит, хроническая ангина. Но тем не менее, утверждение древних йогов, что истинное знание может быть передано только из уст в уста, послужили основанием начать регулярныее посещения занятия в московской группе Айенгар йоги, единственной тогда в стране, а затем пройти полное обучение на преподавателя по системе Института Йоги Айенгара.

Однако, «потрясения» продолжались. Оказалось, что пренебрежение деталями практики (именно они делают ее неправильной) чревато последствиями не только для новичков, но и у йогов со стажем. Серьезная травма колена, повышенное давление, стали следствием собственного зазнайства и заставили искать причины в своем эгоитсическом подходе к йоге и менять  практику, уходя от поверхностного видения в глубину собственного естества, к балансу между внешним и внутренним миром. Только после этого пришло понимание того, что есть на самом деле сбалансированная асана, что такое пранаяма и медитация, понимание того, что есть йога.  Тело – это всего лишь инструмент познания, а ЙОГА ЭТО ИСКУССТВО ЖИЗНИ!

Практикующие о йоге Айенгара

Список литературы о йоге

Книги Б.К.С. Айенгара

  • Йога дипика. Прояснение йоги. 1966 г.
  • Свет жизни: йога. 2005 г.
  • Йога. Путь к здоровью. 2001 г.
  • Дерево йоги. Ежедневная практика.
  • Сердце Йога-сутр.
  • Прояснение пранаямы. Пранаяма дипика.
  • Пранаяма. Искусство дыхания.
  • Дерево йоги. Йога Врикша. 1988 г.
  • Йога сутры Патанджали. Прояснение. 2017 г.
  • Аштадала-йогамала. Том 1. 2016 г.
  • Аштадала-йогамала. Том 2. 2016 г.
  • Искусство йоги. 2015 г.
  • Практика йоги и аюрведа.
  • Автобиография. Объяснение йоги

 

  • Гита Айенгар – Женская йога и цикл Луны
  • Гита Айенгар – Йога для женщин

 

  • Эял Шифрони – Йога со стулом
  • Лоис Штайнберг  – Практика йоги для женщин
  • Мира Мета – Йога
  • Ирина Швецова – Йога: начало
  • Кале-Жермен Бландин – Все о правильном дыхании и дыхательных техниках
  • Ричард Роузен – Йога дыхания: Пранаяма
  • Виталий Литвинов – Йога в кармане. Сурья Намаскар. Приветствие Солнца
  • Юлия Макарова – Йога в кармане. Краткое руководство по самостоятельной практике для начинающих
  • Елена Ульмасбаева – Йога в кармане. Женская практика
  • Виктория Занкина – Йога в кармане. Детская практика
  • Юлия Макарова – Йога в кармане. Краткое руководство по самостоятельной практике для начинающих
  • Мария Шифферс – Йога. Здоровое долголетие, или как оставаться молодым и бодрым
  • Римма Корионова – Сила йоги

Приветствие Патанджалли

Текст мантры:

Yogena cittasya padena vacam

Malam sarirasya ca vaidyakena

Yo’pakarottam pravaram muninam

Patajalim pranjaliranato’smi

Abahu purusakaram

Sankha cakrasi dharinam

Sahasra sirasam svetam

Pranamami Patanjalim

 

Йогена читтасья падена вачам

Малам шарирасья ча вайдьякена

Йопакароттам праварам мунинам

Патанджалим пранджалир анато сми

Абаху пурушакарам

Шанкха чакраси дхаринам

Сахасра ширасам шветам

Пранамами Патанджалим

 

Перевод:

Я преклоняюсь перед мудрецом Патанджали, величайшим из мудрецов, чей труд по йоге дарует ясность уму, труд по грамматике – чистоту речи, а труд по медицине – здоровье телу. Я преклоняюсь перед Патанджали, воплощением змея Адишеши, чье тело наполовину человека, наполовину змеи, кто держит в руках раковину, диск и меч, и чью голову венчает тысячеглавая кобра.

Гита Айенгар. "Комментарии к Приветствию Патанджали"

Те две шлоки (строфы), которые мы поем, обращаясь к Патанджали, начинают "Бходжа Вритти", комментарии индийского философа Бходжи (Парамары) к Йога-сутрам. В первую очередь, в них говорится, что Патанджали считается воплощением кобры (змея) Адишеши, на котором восседает Бог Вишну, создатель этого мира. Сказано, что он (Патанджали) рождался трижды и подарил людям три науки, чтобы они могли самосовершенствоваться.

Yogena cittasya padena vacam

Чтобы очистить ум (citta), очисти сознание.

Патанджали подарил нам науку йоги (yogena). Чтобы очистить наши слова (pada), и нашу речь (vaca), он дал нам пояснение к грамматике. Теперь в наших словах и разговоре есть ясность, четкость и чистота.

malam sarirasya ca vaidyakena

Чтобы избавить от нечистоты (malam) наши тела, он подарил нам медицину (vaidyakena).

yopakarottam pravaram muninam

Позвольте мне приблизиться к тому, кто принес нам эти дары.

patanjalim pranajaliranato'smi

Позвольте мне соединить ладони и склонить голову перед Патанджали.

Затем, после описания заслуг Патанджали, вторая строфа раскрывает его внешний облик. Для начала любой медитации, необходимо иметь перед глазами образ.

abahu purusakaram

От ладоней и до головы он имеет человеческий (purusa) облик (karam).

sankha cakrasi dharinam

В руках он держит морскую раковину (sankha) и диск (cakra).

sahasra sirasam svetam

Над головой (sirasam) у него тысячеглавая (sahasra – тысяча) кобра, потому что он является воплощением змея Адишеши. Svetam означает "белый".

pranamami patanjalim

Я склоняюсь перед Патанджали.

Мы поем для того, чтобы с самого начала внутри возникали чувства удовлетворения и смирения, потому что невозможно ничему научиться без этих чувств. Поэтому, когда перед началом практики мы вспоминаем о Патанджали, мы осознаем, насколько мы малы перед его величайшей душой. И когда это становится ясным, то можно преодолеть все остальные трудности, которые зачастую связанны с нашим эго и всегда возникают во время практики. Не секрет, что всегда приходится немного «спуститься вниз», чтобы научиться чему-то. Учиться без самоумаления невозможно: если вам кажется, что вы уже достигли вершины и всё знаете, то вы уже не ученик. В этом плане, пение помогает.

Мы решили исполнять две эти строфы с самого начала. Когда Гуруджи просил нас заниматься йогой, мы начинали с пения. Но мы не делали этого на занятиях, потому что новичкам казалось, что это религиозная мантра, имеющая значение только для индусов. Людям потребовалось время, чтобы понять. Когда у нас проводились общественные мероприятия, праздники, такие как Дивали или День рождения Гуруджи, мы читали эти мантры. Люди стали проявлять интерес и спрашивать, что означали эти мантры. И когда они поняли, то приняли их. И теперь уже несколько лет мы поем мантры перед занятиями.